• Google+

Кредитование киноиндустрии

23 февраля 2015 г. — Банки Украины

Кредитование и финансирование индустрии кино – бизнес высокого риска. Ведь в относительно короткие сроки следует затратить на создание кинофильма огромное количество денег!
А получать доходы придется, возможно, лишь через пять лет, десятилетие, а то и позже. Прогнозы доходов прогнозировать весьма затруднительно. Все зависит от успешности фильма, от величины кассового сбора.

Где найти на мечту деньги?

Люди отправляются в кино, чтобы попасть в мир мечты, дающий возможность отдыха от повседневных хлопот. Кто – то желает на время перенестись в мир запутанных интриг и забавных приключений. Кому-то по душе фильмы с интеллектуальными наворотами, способное «встряхнуть» мозги. Кто-то обожает веселые кинокомедии. И это далеко не полный перечень категорий кинолюбителей. Сложно, пожалуй, найти человека, не любящего кино. Естественно, что там, где производятся киносъемки, крутятся огромные суммы денег.

Во многих странах мира, особенно в США, большая часть экономики обслуживает киноиндустрию, т.е. кино и бизнес тесно взаимосвязаны. Невольно возникает вопрос: почему в России так мало банков и различных финансовых институтов, стремящихся финансировать киноиндустрию, вкладывая солидные средства на создание новых фильмов? Оказывается, здесь достаточно большие риски! Примечательно, что на Западе риски финансирования на создание новых фильмов уже умеют удачно сводить к минимуму. К сожалению, в России такая практика ещё не работает, за исключением отдельных случаев. Зато широко распространилась такая практика: отдельных маститых режиссеров спонсируют или кредитуют некоторые крупнейшие государственные банки. Несомненно, что тут вступает в силу могущественный административный ресурс. Поэтому совершенно неважно – удачным или провальным получился прокат кинофильма, банк не затребует возврата своих средств на его создание.

Разумеется, что на создание документального фильма, веселой комедии или фантастического триллера кинокомпании могут получить деньги от частных банков.

Но здесь уже все основывается на личных предпочтениях и вкусах руководства банка, от коммерческого потенциала будущего кинофильма, от «пробивной» способности продюсеров проекта.

Средства под залог

В мировой киноиндустрии стало традицией получать у финансовых организаций кредиты на создание фильмов. Деньги ссужаются и частными и государственными финансовыми структурами. Банки в качестве обеспечения обычно получают правовые гарантии на создающийся кинофильм.
В России тоже известны случаи, когда банк и кинокомпания договариваются о получении кредитов под залог авторских прав будущих фильмов. К примеру, банк получает к ставке рефинансирования инвестиционную премию дополнительно. Если фильм неудачный, банк, выйдя на рынок, может в качестве залога продать эти права. Выдаются под залог и кинопрокатные права, и телевизионные права.
Несмотря на то, что кредиты под подобные залоги – решения довольно рискованные, кинорынок разрастается, делая привлекательным бизнесом киноиндустрию.

Начав специализироваться на кредитовании фильмов, банк, в конечном счете, получит заслуженный успех, т.к. конкуренты у него отсутствуют. Разумнее, пожалуй, банкам становиться соинвесторами кинофильма, а не просто давать кредиты на создание кино, рекомендуют опытные эксперты.
Для продюсерских компаний кредит также выгоден: занимаясь только продюссированием, у них нет других вариантов для привлечения кредитов для будущих или имеющихся проектов. Иногда компании могут брать кредитные средства, заложив в банк офисные помещения, павильоны, технику, киностудии.

Ликвиден ли продукт

Проводя маркетинговые исследования, читая рецензии кинокритиков, российские кинокомпании убедились, что продукты киноиндустрии вполне ликвидные. При необходимости его можно успешно перепродать при определенном дисконтировании в период до 180 дней.

Перепродаются кинопроекты постоянно, причем, по мнению Ольги Горшковой – начальника отдела маркетинга Банка БКФ, - степень ликвидности зависит от таких факторов, как качество «пакета», состояния проекта, и от того, является ли кинокомпания полным владельцем проекта или банк является соинвестором проекта.

Сложности при оценке

Многие банкиры утверждают, что возникают некоторые сложности при оценке фильмов во время оформления кредитов на кинопроекты под залог авторских прав. Свою экспертную оценку дает существующий в России «Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии», но этого недостаточно. По мнению банкиров, следует разработать определенную техническую модель финансирования для банка, чтобы банкир четко знал, как данный кинопроект следует профинансировать.

Специалисты БКФ считают, что ценность четко определяется по нескольким параметрам.
Качественный ли продукт, легко определяется по размерам его аудитории на рынках Европы, Америки, Канады, на российском рынке. Это функция многих компаний, занимающихся прогнозами предполагаемых программ и международными продажами.

Следующий солидный фактор – продуманная и четкая идея кинопроекта, под которой разрабатывается качественная маркетинговая компания.

Немаловажное значение имеют режиссер фильма и количество популярных киноактёров в нем, определяющих, легко ли фильм можно в дальнейшем продать.

Кредит под честное слово

По мнению председателя правления банка «АБ Финанс» Ильи Морозовского, финансовая модель кинопроцесса в России пока отсутствует. Он отмечает, что фактически продюсеры имеют лишь смутные представления о роли банков при кредитовании проектов. Банк лишь дает кредит на кинопроект, не имея на все остальное никаких прав.

Большой редкостью для российской киноиндустрии эксперты считают пользование кредитом под залог авторских прав. Структура капитала кино неизвестна, экономика его закрыта.

Деятели кино говорят, что часто продюсерам кредиты дают лишь под честное слово. Это довольно сложная мировая система, которая пока не прижилась в России.

Риски банка заключаются также в том, что кассовый сбор фильма помимо качественного проекта зависит ещё и от настроения и моды в обществе на данный период времени. Заранее предугадать такие нюансы практически невозможно.

Преодолеваем трудности

Как считает Илья Морозовский, риски банков значительно можно снизить, взаимодействуя с кинокомпаниями и кредитуя лишь часть кинопректа.

Разрабатывая новые схемы для финансирования проектов, эксперт сообщает, что в них используются и способы преодоления сложностей. Вкладывая деньги в картину, за которую он берет права на фильм, банкир должен чувствовать себя уверенно в некоторых вещах:

- Прежде всего, картина должна экранизироваться по качественному интересному сценарию.

- Нужен опытный режиссер и профессиональная команда.

ae Хороший кастинг – часто известных актеров привлекает не столько солидные гонорары, сколько сам сценарий или предлагаемая им роль.

Европейские модели снижения рисков

Страны Европы за пару последних десятилетий значительно продвинулись в направлении снижения рисков, связанных с вложением денег в производство фильмов.

Эксперты отмечают существование нескольких специфических механизмов, которые позволяют уменьшать риски:

- Организация деятельности посредников между банкирами и специалистами индустрии кино. Особенно развита эта деятельность в Великобритании, где агент по продажам – основное лицо, оценивающее предположительную стоимость прав на кинофильм. Агент по продажам договаривается о страховании рисков от непроданных прав со страховыми компаниями. Это – необходимое условие для участия банка в кредитовании проекта.

- mУсложняются механизмы гарантий и страхования. Например, в таких странах, как Италия, Франция и Испания осуществляется система государственных гарантий. Краткосрочные дополнительные гарантии банкам и частным инвесторам дает страхование кинопректа на этапе проката.

ae Ещё один механизм, снижающий риски кредитования при производстве кинофильмов – инвестирование проектов солидных кинокомпаний работающими одновременно над несколькими кинолентами. Здесь возможные риски снижаются за счет их распределения между различными проектами.

Кино и государственные Банки

У государственных банков деньги на кино есть всегда. Однако свои средства они выделяют лишь избранным режиссерам. Обратимся к некоторым цифрам и фактам.

В СМИ в мае текущего года появились сообщения о спонсорстве банка ВТБ над съемками фильма «Сталинград» и для этого выделяется примерно 20 млн. долларов компании “Art Pictures “. СМИ сообщили также, сославшись на слова Дмитрия Рудовского – Генерального директора этой компании – что киностудия и Банк заключили инвестиционный контракт. Генеральный продюсер Александр Роднянский сообщил, что бюджет фильма будет от 25 до 30 млн. долларов, пока окончательная сумма определяется. Картина о боях под Сталинградом в период Великой Отечественной войны выйдет на экраны страны в 2013 г. Федор Бондарчук будет режиссером картины.

Государственный кинофонд выделил на создание картины «Сталинград» более 3 млн. долларов, столько же обещают выделить на нее в следующем году, за это кинофонду необходимо будет вернуть 5% от кассового сбора.

Банк ВТБ ещё не определился со своей долей от кассовых сборов фильма. Вряд ли она станет более 20 %, высказывает своё мнение господин Рудовский. По всей видимости, получать доход от своих инвестиций ВТБ начнет лишь при условии, что прокат фильма принесет больше $100 млн. Ведь эту планку в России преодолел пока что популярный «Аватор» - его кассовый сбор составляет чуть более $113 миллионов.

Банк ВТБ не впервые щедро финансирует съемки исторических фильмов. Эпопея «Утомленные солнцем – 2» Никиты Михалкова обошлась Банку в 2007 году в 13 млн. евро. Банк ВЭБ также выделил на этот кинопроект 8,85 млн. евро. Будет уместным напомнить, что Михалков исполнял в картине главную роль, являясь одновременно автором сценария, ее режиссером и продюсером.
Однако особо щедрое финансирование от государственных Банков получил брат Никиты Михалкова – Андрей Кончаловский.

На съемки любимой зрителями киносказки «Щелкунчик» ему был выделен кредит в размере 50 млн. долларов, а ВЭБ в виде спонсорской помощи передал ещё 338 миллионов рублей.
Не станем обсуждать все исторические, художественные, эстетические и прочие недостатки или достоинства этих фильмов. Отметим лишь, что они не снискали у кинозрителей ожидаемой популярности. По материалам журнала «Кинобизнес сегодня», эпопея Михалкова собрала в кинопрокате $8,2 млн., а «Щелкунчик» - $14,7 миллионов.

Так что легко посчитать, сколько госбанки вложили средств в эти проекты, а сколько получили в результате просмотров зрителями. С цифрами не поспоришь!

Опыт западных стран

Франция

Система финансирования индустрии кино во Франции довольно интересна. В целях противостояния засилью американским фильмам, на развитие собственной киноиндустрии бюджет выделяет государство, поддерживая таким образом самобытность французского кинематографа.
Особо важными инвесторами в стране являются телевизионные каналы. Квота, установленная государством, предписывает им показывать определенное количество кинофильмов французского производства. Поэтому на производство национальных фильмов телеканалы выделяют деньги авансом. Они внимательно просматривают кастинг, знакомятся со сценариями, наблюдают за режиссерской работой, стараясь понять, хорошим ли будет новый кинофильм. Спонсируя новые фильмы, телеканалы имеют в дальнейшем право их приоритетных показов, становясь сопродюсерами.

Существуют во Франции и межбанковские объединения, отделения при солидных Банках, инвестирующие во французское кино и имеющие поэтому право на льготы при налогообложении.
Польша

Своеобразные отношения сложились с киноиндустрией и у польских Банков. Особо удачным примером можно считать кредитование исторического кинофильма по мотивам романа Генриха Сенкевича «Огнем и мечом» польским «Кредит Банком». Результат превзошел все ожидания! Более 7млн. зрителей посмотрели его только в Польше. Производители фильма довольно быстро вернули кредит Банку.

После такого удачного опыта вслед за «Кредит Банком» другие кредитные организации призадумались, и стали активно внедрять инвестиции в киноиндустрию. Многие польские кинокритики считают, что популярные киноленты последних лет сняты лишь благодаря финансированию Банков.

Бывают, к сожалению, и менее просматриваемые зрителями картины. Например, лишь 450 тыс. зрителей посмотрели киноленту режиссера Ежи Антчака «Шопен. Жажда любви». В нем рассказывается о жизни любимого и почитаемого поляками композитора. Поэтому собранных средств от проката средств не хватило даже для расчета с кредиторами.

Подобная история произошла и с историческим фильмом Ежи Кавалеровича, которая была создана по одноименному роману Генриха Сенкевича. Эта кинолента, названная «Кво вадис?», рассказывает о судьбе первых римских христиан. К сожалению, она стала самой дорогой в истории индустрии польского кино. На ее производство было затрачено 70 миллионов злотых – это около 17 млн. долларов. По неофициальным данным половина этой суммы была выделена режиссеру Банками. Здесь банкиры также не получили ожидаемой прибыли.

Латвия

По сообщению Сергея Гродникова - руководителя управления общественных отношений, маркетинга и рекламы в Банке Rietumu, - в настоящее время в Латвии совершенно нет производства кинофильмов. Их Банк иногда получает запросы на спонсирование или поддержание денежными средствами создание биографических или документальных фильмов, но все они носят чаще благотворительный характер.

Кредитные организации Латвии последнее время практически не занимаются финансированием коммерческих фильмов, хотя это не исключает, что подобные проекты могут появиться в будущем.
Крупнейшие латвийские Банки ограничиваются в сфере индустрии кино PR- проектами, которые поддерживают репутацию кредитных учреждений и спонсорством. Такое спонсорство в нынешних условиях Латвии вполне себя оправдывает. Это актуально, если целевой аудиторией являются жители города, средний класс, люди, имеющие высшее образование и молодежь.




Комментарии

blog comments powered by Disqus

Финансовый супермаркет