Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин считает, что с демпингом в банковской сфере нужно бороться на государственном уровне
7 мая 2008 г. — ПАО «Укрсоцбанк»
Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин считает, что с демпингом в банковской сфере нужно бороться на государственном уровне.Борис Тимонькин: «Сейчас иногда хочется говорить о безумии банкиров. В нынешнем году было одно награждение — называли лучшего банкира, лучший банк, лучший продукт. И звание лучшего получил продукт одного из уважаемых банков, суть которого заключалась в... перекредитовании ипотеки по ставке 10,5% годовых. То есть получается, что другой банк отработал ипотеку, вынес на себе все риски, а потом на готовенькое пришел некий богатый дядя. По сути, это чистый демпинг. Что, кстати, было популярно в Америке в последнее время, где все занимались перекредитованием. Когда квартира в течение нескольких лет четыре-пять раз перезакладывалась, каждый раз — под более низкую ставку. Последствия — трагические. Ведь год за годом кредитные процедуры выхолащивались, из них убирали веками выверенные методы оценки качества заемщиков. Например, первый взнос как первейшее средство проверки — а способен ли человек вообще скопить и выплатить какие-то деньги...
На рынке ведь все друг за другом смотрят. Не позднее, чем через месяц, узнают новость: в том или ином банке внедрены более лояльные условия, и продажи пошли намного лучше. Деваться некуда: у всех есть показатель рыночной доли. И другие банки начинают тоже сдвигаться.
Выход единственный: такие базовые вещи, как процедуры работы с клиентами, надо согласовывать с регулятором и утверждать его решением. Если это невозможно сделать на законодательном уровне, надо найти другие способы. Например, дифференцировать резервирование под кредиты. Делаешь правильно — получаешь такую норму отчислений, делаешь неправильно — получаешь уровень резервирования в два раза выше.
Судя по событиям в США, где регуляторы уже начинают ужесточать требования, с демпингом надо бороться на государственном уровне, на регуляторном уровне, на уровне банковского сообщества.
Сейчас создается немало новых банков. Набирают менеджмент, ставят задачи: «Давайте!» Что давайте? Есть какие-то связи, клиенты? Что можно дать? Зачастую оказывается, что только низкую цену и демпинг. Ничего другого.
И сегодня эти явления становятся системой. Если три года назад, до первых продаж банков иностранцам, собственники больше смотрели на прибыль, то сегодня банки создаются не ради долговременной работы и зарабатывания прибыли, а чтобы получить необходимые лицензии, раскрутить, взять какую-то долю рынка и впихнуть иностранцу. Оценивается не реально заработанная банком прибыль, а потенциальная выручка от его продажи.
А неприбыльность банка — это отсутствие жировой ресурсной прослойки. Одно дело, когда в случае непредвиденной ситуации ты сформировал резервы, и для компенсации каких-то убытков у тебя хватило прибыли, и совсем другое — когда начинает уменьшаться капитал, снижаются рейтинги, ухудшаются условия финансирования. Все это — цепочка разрушительных последствий».