Регион опережает Запад, так считают кредиторы - комментарии Джанни Франко Папы, руководителя подразделения ЦВЕ UniCredit, газете Financial Times, рубрика Центральная и Восточная Европа
20 мая 2013 г. — ПАО «Укрсоцбанк»
Оживление в сфере глобальной торговли прогнозируемо ускорит рост финансового сектора и улучшит его перспективы с большей фокусировкой на финансирование в национальных валютах.Автор: Нил Бакли.
Самое важное то, что банки меняют свои модели финансирования и уменьшают внешние обязательства и больше накапливают местные депозиты.
Тени, сгустившиеся над Центральной и Восточной Европой в прошлом году, мало помалу начали отступать.
В это время в прошлом году долговые проблемы еврозоны вызывали сочувствие, особенно учитывая так называемый "Grexit" - выход Греции из еврозоны, что могло разорвать единую валюту.
Значительная часть Центральной Европы была в меньшей степени прямо зависима от этой угрозы, чем западноевропейские страны. Но угроза сильно ослабила экономическую активность в еврозоне, и, разумеется, по всему региону ЦВЕ, который все еще делает ставку на зону единой валюты, в качестве его наибольшего рынка и источника инвестиций.
С тех пор греческая коалиция, избранная в прошлом июне, проявила себя более стабильно, чем ожидалось. Европейский Центральный банк поручился сделать все возможное для сохранения валютного союза. ЕС также сделал первые шаги навстречу банковскому союзу, сжав налогово-бюджетные рамки, укрепив евро.
В то же время, исключительные меры монетарной политики ЕЦБ и Федерального резерва США привели к увеличению поступлений в портфели всех развивающихся рынков, включая Центральную Европу, компенсировав небольшие прямые иностранные инвестиции и другие кредитные потоки.
Сейчас еврозона находится в лучшей ситуации для того, чтобы получить пользу от ожидаемого оживления в сфере глобальной торговли в этом году, с преимуществами эффекта домино в пользу ЦВЕ.
Однако любое значительное восстановление ЦВЕ, скорее всего, будет происходить медленно. С высоким уровнем безработицы во многих странах и низким уровнем роста заработной платы, сдерживающих внутренний спрос, любое восстановление почти полностью будет зависеть от экспорта.
"Внутри Центральной Европы наблюдался значительный процент конвергенции смуты (среди потребителей)", - сказал Матеуш Шчурек, главный экономист региона ЦВЕ ING Банка в Польше. "Мы все еще ожидаем определенные импульсы, которые смогут вытащить нас из этой проблемы, ведь, по сути, каждый сейчас экономит".
Один обнадеживающий факт свидетельствует, что благодаря стабилизации цен на нефть и продукты, инфляция замедляется, а это может улучшить покупательную способность потребителей. Это также предоставит центральным банкам возможность смягчить монетарную политику.
Другой позитив - небольшие долги государственного и частного сектора стран ЦВЕ по сравнению с их западными коллегами, а также прежний охват политики жесткой экономики после кризиса 2008 года.
"На самом деле повода для долговременной спирали дефлирования долгов, как в большинстве западноевропейских странах, нет", - сказал Матеуш Шчурек."На Западе есть компании, хозяйства и правительства, которые пытаются выплатить старые долги, и в то же время они загоняют себя все глубже и глубже в рецессию".
В то время, как открытые экономики полностью направлены на восстановление еврозоны и более дешевые расходы на заработную плату, ожидается, что Центральная Европа будет расти быстрее, чем Западная.
"Разница в росте все еще имеет место", - сказал Герберт Штепич, главный исполнительный директор Австрийского Raiffeisen Bank International, одного из крупнейших операторов в Центральной Европе. "Мы видим разницу в росте на 2013 год в примерно два процентных пункта между ЦВЕ в целом и ЕС".
Другие руководители крупных банков региона разделяют этот осторожный оптимизм. "Мы все еще видим в ЦВЕ двигатель для роста нашей группы", - сказал Джанни Франко Папа, руководитель подразделения ЦВЕ UniCredit.
Согласно прогнозам UniCredit, рентабельность капитала банковского сектора ЦВЕ, после падения до 8,5 процентов между 2009 и 2011 годами, будет в среднем равна 10,9 процентов между 2012 и 2015 годами.
Такие достаточно понятные перспективы - конечно, для банков с сильной позицией - могут объяснить, почему некоторые западноевропейские банки отказались от операций в регионе на протяжении последних лет с меньшей консолидацией, чем ожидалось.
"Фактически, пройдя через этот кризис, банковский ландшафт кардинально не изменился", - сказал Томаш Симон, председатель консультативного органа KPMG по вопросам слияния и поглощения финансовых институтов ЦВЕ, базирующегося в Венгрии. Он отмечает, что банки неохотно продавали даже убыточные филиалы в юго-восточной Европе.
Одна из причин, по его мнению, заключается в том, что банки, которые тяжело работали для достижения, скажем, позиций в первой пятерке среди рынков ЦВЕ, не захотят отказываться от них.
Желающих покупателей восточноевропейских активов также много не оказалось. В Польше испанский банк Santander выкупил Kredyt Bank у бельгийского KBC в прошлом году, а Raiffeisen выкупил Polbank у греческого Eurobank. Также Сбербанк России выкупил у австрийского Volksbank право на операции в регионе ЦВЕ. Однако широко обсуждаемые российские и китайские банковские покупатели не слишком всплывали на поверхность.
Крупные банки ЦВЕ утверждают, что темпы роста кредитования также должны ускориться, хотя это будет зависеть как от спроса, так и от предложения.
Господин Штепич из Raiffeisen говорит, что умеренное замедление в росте банковского кредитования в прошлом году было вызвано не сокращением или уменьшением финансирования дочерних компаний в регионе ЦВЕ со стороны материнских банков, как принято считать. В основном, по его мнению, оно отражало замедление роста кредитования в России в связи с жесткими управленческими мерами и завершением строительного бума, связанного с проведением футбольного чемпионата Евро 2012 в Польше и Украине.
Господин Папа из UniCredit добавляет, что рост кредитования также замедлился за эти годы из-за того, что в некоторых странах регуляторы ограничили кредитование в иностранной валюте. Такие действия были очень распространенными до 2008 года, однако из-за них заемщики оказались в атмосфере давления в плане обслуживания долгов, когда национальные валюты стали ослабевать.
В Венгрии, добавляет он, в 2011 году правительство приняло ряд мер с целью уменьшения бремени валютной ипотеки для потребителей, позволив им выплачивать кредиты по сниженным обменным курсам, что привело к уменьшению общих объемов кредитования.
Но основной темой банкинга в регионе ЦВЕ является переход на модель, которая, возможно, и не сможет обеспечить взрывной рост и прибыль на уровне до 2008 года, однако будет более стабильной.
Банки меняют критерии кредитования, говорит Папа - например, отойдя от кредитования под залог активов, которое может доставить проблем в случае краха инфляционных оценок, к резервированию, которое базируется на наличных потоках.
Самое важное, что банки меняют свои модели финансирования и уменьшают внешние обязательства, включая оптовое и материнское финансирование, как процент активов, и больше накапливают местные депозиты. Соотношение кредитов к депозитам, хотя до сих пор и довольно высокое в некоторых странах - особенно в Украине, Сербии, Эстонии и Литве - все больше приводится к балансу.
В такой ситуации банковские руководители все чаще обращаются к регуляторам с просьбой соблюдать более скоординированный подход.
"Центральные банки все больше нуждаются в банковских резервах и больших резервов от убытков по кредитам. С другой стороны они подталкивают банки к большему кредитованию. Поэтому, мы на самом деле находимся между молотом и наковальней", - сказал господин Папа.
Европейский банк реконструкции и развития и другие финансовые институты в прошлом году перезапустили так называемую Венскую инициативу - механизм, разработанный в 2009 году для лучшего сотрудничества с регуляторами. Руководители банков говорят, что предложенный ЕС банковский союз также может помочь с координацией.
В ситуации более ограниченного банковского кредитования и трансграничного финансирования, ЕБРР и другие также работали над расширением местного валютного финансирования, включая, например, корпоративные рынки облигаций.
Это поможет региону заменить трансграничные кредитные потоки, которые были основной частью модели роста до 2008 года, уменьшая его зависимость от еврозоны. Странам ЦВЕ также нужно будет искать новые инвестиционные источники и рынки экспорта, что могло бы объяснить, почему Венгрия и Польша проводили крупные китайские инвестиционные ярмарки последние два года.
В долгосрочной перспективе, региону следует усовершенствовать инновации и предпринимательство, снизить свою зависимость от недорогого производства для западноевропейских компаний и выйти на рынок с собственными первоклассными продуктами и компаниями.
Между тем, как говорит Шчурек из ING, все еще есть возможность "наверстать". "В последующие 5-10 лет достаточно легко восполнить существующие пробелы в материальной инфраструктуре, в основном капитале. Все это поможет ЦВЕ наверстывать, не меняя капитально модель роста."
Страхи об оттоке западного банковского капитала оказались преувеличенными
В конце 2011 года, когда регуляторы ужесточили требования к капиталу среди западноевропейских банков, появились опасения, что банки выведут капитал их своих восточноевропейских дочерних компаний для корректировки собственных балансов.
С тех пор данные Банка международных расчетов свидетельствуют, что фактическая задолженность западных материнских банков перед центральной, восточной и юго-восточной Европой в действительности уменьшилась, хотя влияние "делевереджа" было менее суровым, нежели ожидалось.
"Мы опротестовываем тот факт, что в ЦВЕ был делевередж", - сказал Джанни Франко Папа, руководитель подразделения ЦВЕ UniCredit.
На самом деле, UniCredit утверждает, что после первого небольшого падения, общие активы банковской системы ЦВЕ увеличились довольно равномерно с 2.2 трлн. евро, когда Lehman Brothers, инвестиционный банк США, рухнул в сентябре 2008 года, до 2.8 трлн. евро четырьмя годами позже.
Однако, в то время, как банковские активы выросли до 700 млрд. евро, говорит Папа, они были значительно профинансированы из местных валют. Это стало отчасти результатом ограничений регуляторов на кредитование в иностранной валюте.
"Каждый банк пытался стать более самодостаточной структурой", - говорит Папа, - "ведь если банкам предстоит кредитовать в национальной валюте, единственный способ - это освоение местного рынка".
В то же время, внешние обязательства банковского сектора, которые включают финансирование материнских банков, уменьшились.
Однако спад был перекрыт ростом депозитов в национальной валюте, так как регуляторы также побудили банки улучшать соотношение кредитов к депозитам.
"Банки также начали собирать деньги, либо через местные рынки, розничные или корпоративные депозиты на местах, либо путем выдачи облигаций в местной валюте", - сказал господин Папа.
Центрально европейские банки также увеличили капитализацию на приблизительно 130 млрд. евро, добавил он. "Это не делевередж, это - ребалансировка структуры баланса. Поэтому, имеет место меньшая ставка на оптовый рынок, ведь 2008 год научил всех, что оптовый рынок может неожиданно исчезнуть,- и большая ставка на местное финансирование".